Масленица пришла!

В Россию пришла Масленая неделя — время проводов зимы и встречи весны. Согласно канонам Русской православной церкви, празднование Масленицы начинается за семь недель до Пасхи.

Масленица пришла!

В нынешнем 2012 году первый день Масленицы приходится на понедельник, 20 февраля, а последний — на 26 февраля, когда отмечают так называемое Прощеное воскресенье. Вообще же, в разные годы Прощеное воскресенье может перемещаться по календарю в интервале от 14 февраля до 19 марта.
В России испокон веку в течение всей Масленой недели главным лакомством были блины, щедро сдобренные сливочным маслом. Их пекли в каждом доме, и за семь весенних дней в русских домах съедались горы блинов под хмельную чарку, да при этом не под одну. Например, писатель-разночинец Николай Помяловский оставил нам рассказ о том, как в середине XIX века один из петербургских извозчиков в первый день Масленицы в гостях у любезной кухарки в один присест съел 70 блинов и запил их полуведром сивухи. По словам писателя, русская столица до самого начала весны только и говорила, что об этом небывалом извозчичьем достижении.

Почему же символом Масленицы стали именно блины?
Оказывается, это праздничное ритуальное лакомство славянам-язычникам было известно задолго до крещения Руси. Блин, круглый и хорошо прожаренный, снятый «с пылу», — это понятный всем и каждому образ Солнца. Поэтому их во множестве пекли к новогоднему празднику русичей, который, как известно, приходился на 1 марта (по новому стилю -на 14 марта). А поскольку наши предки особо почитали Ярилу, древнеславянского бога Солнца, то весной вполне закономерным выглядел обряд употребления в пищу блинов — солнечных братьев, дающих человеку ту могучую силу, благодаря которой светило побеждает в своей извечной борьбе с зимней стужей.

Правда, само слово «блин» к русским пришло только после широкого распространения христианства. В Библии упоминаются «млины сковрадные», ко-
торыми царь Давид от щедрот кормил весь народ по случаю перенесения ковчега Господня. В русском же языке слово «млин» довольно быстро превратилось в «блин», став более удобным для разговорной речи.

Каждый день Масленой недели имеет свое название.
Понедельник -встреча, в этот день встречали гостей, и застолье посвящалось началу Масленицы.
Вторник — заигрыши, когда стартовали катания на санях.
Среда — лакомка, поскольку именно в среду подавали блины с самыми изысканными и вкусными припеками.
Четверг — разгул, ясно, что делали в России в этот день.
Пятница — тещины вечерки, когда зятья обязательно должны были ходить к теще на блины.
Суббота — золовкины посиделки, поскольку на шестой день Масленицы навещали сестер мужа (золовок).
В Прощеное же воскресенье нужно было обойти всех родственников и попросить у каждого прощения за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году.

Масленица пришла!

Один из иностранных гостей, посетивших Россию в 1698 году, так описывает этот праздник: «У русских Масленица начинается за восемь дней до Великого поста… Всю Масленицу день и ночь по всем городам и деревням продолжается обжорство и пьянство. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. Невозможно пройти мимо кабака и не увидеть пять-шесть мужиков, валяющихся у крыльца в пьяном беспамятстве даже на сильном морозе».

А в Самаре с середины XIX века во время каждой Масленой недели чуть ли не традицией стали массовые пьяные драки, в которых с обеих сторон порой участвовали до 300 человек. Самарский полицмейстер в 1872 году докладывал губернатору, что в один из таких дней «запанские горчишники в пьяном буйстве схватились с троицкими, да так крепко бились, что три человека были убиты до смерти, а не меньше 20 погромщиков были унесены с площади с разбитыми головами и переломанными руками и ногами. На место беспорядков приехали на подводах 15 городовых и пожарные с кишкой и бочкой. Но в побоище трем городовым разбили лицо, двоим головы, у одного украли шапку, еще четверым порвали мундиры, а у пожарных горчишники отняли кишку и вместо толпы на морозе поливали их самих».

Самой же популярной забавой в дни Масленицы в России всегда были катания на санях, запряженных тройками лошадей, а также с высоких гор на санках. Впервые иностранцы это увидели в 1572 году, при Иване Гррзном. А при Петре I, который в масленичную пору был неистощим на выдумки и затеи, по льду Москвы-реки, вдоль Кремлевской стены от Воскресенских до Троицких ворот устраивались шумные и веселые катания. Целую неделю этот пригорок кипел людской кутерьмой.

Особенно пышно праздновалась Масленица в 1722 году, по случаю заключения мира со Швецией после 20-летней войны. На традиционные катания по льду Москвы-реки были приглашены иностранные послы, сам Петр ехал впереди процессии на санях в виде корабля, в которые были запряжены 16 лошадей, а за царем следовала его супруга Екатерина, одетая простой крестьянкой. Палили пушки, и вокруг ликовал народ.

В Прощеное воскресенье, которым завершалась Масленая неделя, православные россияне заговлялись, то есть старались обязательно доесть все, что было настряпано за предыдущие дни. В старину считалось, что от Масленицы на следующий день нельзя оставлять даже куска хлеба, и если заготовленное некому было отдать, то его выносили скотине. Ведь в первый же понедельник после Прощеного воскресенья начинается Великий пост, который продолжается до самой Пасхи.
Прощай, Зима
А еще в последний день Масленой недели традиционным был ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России проходил по-разному. Кое-где он заключался в сожжении чучела Масленицы (Марены), в других местах — в ее символических похоронах. Сожжение чучела устраивали в северных, центральных и поволжских губерниях. Его везли участники масленичного поезда (иногда в нем насчитывалось несколько сот лошадей), а потом в костер с горящим чучелом кидали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепешки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует церемония сжигания специальных масленичных кукол, с которыми должны уходить все невзгоды.

В южнорусских, среднерусских, западных и в некоторых поволжских губерниях была распространена традиция похорон Масленицы. А в отдельных северных районах вплоть до 30-х годов XX века этот ритуал даже носил эротическую окраску.
Так, заезжие этнографы в своих работах писали, что в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку, в которой лежал заголенный и вымазанный сзади суриком мужик, который символизировал лешего.

А в селениях на реке Тавде распорядители проводов зимы, Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни обряд, призванный с наступлением весны очистить человека от всяческой напасти со стороны темных сил. Персонажи языческого действа раздевались догола и в присутствии всех собравшихся сельчан имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях король праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе, будучи совершенно обнаженным, при этом он кривлялся, словно болотная кикимора, и оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выглядело языческой пародией на похоронную процессию. Еще в 30-х годах XX века ее участники в северных и центральных областях России носили по деревне чучело Зимы в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. За «гробом» шли: «поп» (девушка в ситцевой ризе, с бородой из пеньки или шерсти, но эту роль мог исполнять также и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа «плакальщиц», замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после его сжигали. Согласно языческим поверьям, этот обряд способствовал хорошему урожаю.
С Масленицей традиционно было связано много пословиц и поговорок. Вот только некоторые из них: «Без блина — не Масленица», «На Масленицу на горках покататься, в блинах поваляться», «На Масленицу неделю пируешь, семь опохмеляешься», «Масленица объедуха, деньгам приберуха», «Хоть и пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про Великий пост вспоминай».
Но самое главное — Масленица означала конец зиме. Крестьянин знал: прольет Масленица маслица на дороги — зиме пора уносить ноги.
В. ЕРОФЕЕВ. Тайны ХХ века.